А мы продолжаем наш курс «Как спастись от Serg-ов». Сегодня мы с вами начнём работу над короткой музычкой под названьицем «Здрасьте».
УРОК 2 НОТНАЯ ЗАПИСЬ
Я создал файл, в котором есть следующие инструменты – Piccolo, Flute, Timpani, Harp, Violin.
Как записываются ноты? Напомню для страдающих амнезией:
Ноты записываются длительностями. Целая нота – в ней ровно две половинки, в каждой половинке – ровно две четверти, в каждой четверти – ровно две восьмые, в каждой восьмой – ровно две шестнадцатых… в каждой пятьсот двенадцатой – ровно две тысяча двадцать четвёртых… Программа позволяет нам ставить длительности от двойной целой до сто двадцать восьмой.
На панели ПИВО я нажал на кнопочку ЧЕТВЕРТЬ – и затем на нотном стане пикколо взял тонику h-moll – ноту си. Вы так и будете добавлять четверти, пока не выберете другую длительность или не выйдете из режима набивки нот.
Таким методом мы можем набросать маленькую четырёх-тактовую темку. Правда, нужно учесть размер: он сейчас 4/4, а потому мы можем добавить в такте только четыре четверти (или восемь восьмых).
Как бы нам послушать, что вышло? Думаю, вы замети панель ПРОИГРЫВАНИЯ в казино, то есть проигрывания музыки.
ЗЕЛЁНЫМ цветом выделены сами кнопки настройки проигрывания. КРАСНЫМ цветом выделены счётчики тактов и времени. СИНИМ цветом выделена настройка темпа (чем меньше значение, тем медленнее будет играть музыка).
После прослушивания получившегося мы услышим нехватку вводного тона в конце мелодии. Но вводный тон к си минору – ля диез!!! Тогда мы нажимаем на кнопочку «Половинка» (панель ПИВО) и затем нажимаем на кнопочку ДИЕЗ (тоже ПИВО). Теперь мы будем растасовывать по нотным станам половинки с диезом (аналогично с четвертями, восьмыми (т.д.); бемолями, бекарами).
Если нужно взять интервал, или аккорд, то ноту той же длительности можно «добавить» к звучанию первой ноты (в данном случае одновременно возьмутся четвертью ноты «си» и «ре»). Если длительность будет другая, то сначала изменится длительность изначальной ноты, а после второго щелчка только добавиться вторая нота.
Набросаем «вторую часть» главной партии пикколо и прослушаем, что получилось:
Займёмся аккомпанементом восьмыми у содружницы-флейты. Вопросов здесь возникнуть не должно – метод тот же.
Но может быть такой момент: а если нам нужно, чтобы этот аккомпанемент звучал у самой пикколо параллейно её темы, а для флейты планы другие… Как сделать, чтобы две восьмые внизу шли параллейно четвертям вверху на одном стане?
Вообще, мы с вами работаем над звуком, потому тот факт, что флейта или скрипка не может играть четверть си и параллейно «си (внизу) фа (ещё ниже)», никого не волнует – не для реальной игры пишем. Потому здесь не удивляемся, а… смотрим вниз и видим переключатель ГОЛОСОВ:
Теперь добавляем восьмые внизу на стане, не глядя на первый голос. Второй голос будет выделяться другим цветом.
Теперь наброски на флейте нам не нужны. Мы берём и нажимаем кнопку «выделение» на панели ПИНКА и нажимаем на первый такт флейты, зажимаем SHIFT и выделяем последний (здесь – четвёртый) такт. Автоматически выделится диапазон тактов. Этим способом можно выделить диапазон и на нескольких станах (выделяем первый такт на первом стане и последний стан на последнем стане). А если зажать CTRL, то выделятся только те такты, на которых вы щёлкнули. Когда вы выделили нужный диапазон, нажимаете DELETE и всё.
ЗДЕСЬ вы неожиданно осознаёте, что планы на нотный стан флейты есть не что иное, как доказательство теоремы Пифагора, а значит гнобить пикколо лишним голосом не имеет смысла. Зря удаляли. Edit -undo.
Затем берём ластик и, здесь уже вручную, удаляем второй голос Пикколо. Вреда первому голосу вы не причините, если только не выделите такт и не нажмёте delete.
Осталось только послушать, что мы намудрили:
В следующий раз мы с вами доработаем эту темку: добавим треки у барабанов и скрипок, а в позаследующий – обработаем, чтобы всё слышно было. Затем последний раз – научимся трюку ИЗВЛЕКАНИЯ ЗВУКОВ из Serg-а2.